Пн - Пт 9:00 - 19:00

Сб-Вс по предварительной договоренности

(096) 561-66-08

Адрес: г. Киев, ул. Глубочицкая, 72, оф. 321.

(063) 733-19-16

Facebook

Instagram

linkedin

ADITUM ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ > АНАЛИЗ «ПРОТИВОВИРУСНЫХ» ЗАКОНОВ

АНАЛИЗ «ПРОТИВОВИРУСНЫХ» ЗАКОНОВ

covid-1912 марта 2020 Постановлением Кабинета Министров Украины «О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19» от 11.03.2020 г.. № 211, был введен карантин на территории всей Украины. 17 марта 2020 Верховная Рада Украины приняла два важных Закона, которые касаются мер, направленных на борьбу с возникновением и распространением коронавирусной инфекции (covid-19). Этими Законами являются:

  1. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 № 530-IX
  2. Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 № 533-IX

Мы решили проанализировать данные Законы и представить Вам наш ТОП — 5 важных нововведений. Сегодня начнем с Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 № 530-IX (далее по тексту — «Закон 530-IX»).

НОВШЕСТВО №1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ КАРАНТИНУ

Так, в Кодексе Украины об административных правонарушениях появилась статья 44-1, согласно которой нарушение правил карантина, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических правил и норм, предусмотренных Законом Украины «О защите населения от инфекционных болезней», другими нпа, а также решениями органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями влечет за собой наложение штрафа на:

  1. физических лиц — от одной до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17000 до 34000 грн.)
  2. на должностных лиц — от двух до десяти тысяч нмдг (от 34 000 до 170 000 грн.).

В Уголовном кодексе Украины, также произошли изменения. Согласно статье 325 Уголовного кодекса Украины, нарушение правил и норм, установленных с целью предотвращения эпидемических и других инфекционных болезней, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний наказывается:

  1. штрафом от одной до трех тысяч нмдг (от 17000 до 51000 грн.) или;
  2. арестом до 6 месяцев или ограничением свободы на срок до 3 лет; или лишением свободы на тот же срок.

В случае если действия, установленные ч. 1 ст. 325 Уголовного кодекса Украины привели к гибели или иных тяжких следствием, то такие действия наказываются лишением свободы на срок от 5 — 8 лет.

НОВШЕСТВО №2. КАРАНТИН ПРИЗНАН ФОРС-МАЖОРОМ

Так, Закон 530-IX относит карантин к форс-мажорным обстоятельствам. Здесь хотелось бы остановиться более подробно.

Согласно статьи 617 Гражданского кодекса Украины, лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы. Часть 2 ст. 218 Хозяйственного кодекса Украины предоставляет следующую совокупность признаков обстоятельств непреодолимой силы:

1) они не зависят от воли участников гражданских (хозяйственных) правоотношений;

2) носящих чрезвычайный характер;

3) неотвратимы;

4) делают невозможным выполнение обязательств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности.

Здесь очень важно понимать, что форс-мажор не освобождает от исполнения обязательства, а освобождает от ответственности (штрафных санкций) от его просрочки. Также, карантин автоматически не освобождает от ответственности по финансовым обязательствам. Необходимо соблюдение всех признаков обстоятельств непреодолимой силы, а именно: независимость от воли сторон; чрезвычайность характера; неотвратимость и невозможность исполнения обязательств.

На сегодня, ярким примером форс-мажора являются договорные отношения по аренде помещений в торгово-развлекательных центрах. Так, например, Вы сдаете в аренду помещения в торгово-развлекательном центре. Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 11 марта 2020 № 211» от 16.03.2020 № 215 с 00 ч. 01 мин. 17 марта 2020 до 3 апреля 2020 запрещена работа субъектов хозяйствования, которая предусматривает прием посетителей, в том числе предприятий общественного питания (ресторанов, кафе и т.п.), торгово-развлекательных центров, других учреждений развлекательной деятельности, фитнес-центров, учреждений культуры, торгового и бытового обслуживания населения. То есть, выполнить договорные условия о предоставлении в аренду помещения Вы не можете, поскольку это запрещено на общенациональном уровне. В данном случае Вы можете избежать ответственности от невыполнения своих договорных обязательств.

Надлежащим документом, подтверждающим наступления форс-мажорных обстоятельств является сертификат о форс-мажорные обстоятельства, выданный ТПП Украины и ее территориальными подразделениями.

НОВШЕСТВО №3 ПО РАБОТОДАТЕЛЯМ

Согласно положениям Закона 530-IX, работодатель вправе поручить своему работнику выполнять работу, предусмотренную трудовым договором, дома или предоставить отпуск с согласия работника. Кроме того, работодателю разрешается изменять режим работы предприятий.

К слову, приостановление деятельности предприятия в связи с отказом работников выходить на работу во время карантина не может считаться форс-мажором.

НОВШЕСТВО №4 ПО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

На момент действия карантина запрещается:

1) начисление и взыскание неустойки (штрафов и пени) за несвоевременное осуществление платежей за жилищно-коммунальные услуги;

2) прекращения / приостановления предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам Украины в случае их неоплаты или оплаты в неполном объеме;

3) принудительное выселение из жилья и принудительное взыскание жилья, принадлежащего на праве частной собственности гражданам Украины, при принудительном исполнении решений судов о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги;

4) принудительное выселение граждан за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг из жилых помещений в домах государственного, общественного жилищного фонда и жилищного фонда социального назначения.

НОВШЕСТВО №5 ПО ИНОСТРАНЦАМ

В соответствии с Законом 530-IX, в отношении иностранцев и лиц без гражданства, которые не смогли выехать за пределы Украины или не смогли обратиться в территориальные органы / подразделений Государственной миграционной службы Украины с заявлением о продлении срока пребывания на территории Украины и / или об обмене вида на временное / постоянное проживание в связи с введением карантина не применяется административная ответственность за нарушение законодательства о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства, если такие нарушения наступили в период или в следствие установления карантина.

Более подробно можно ознакомиться с комментируемым законом по ссылке.

Previous Project
Next Project